Новости

Новые возможности для оформления фасада

11:15 12.09.2013

Новые возможности для оформления фасада

Компания Caparol начала поставлять новый продукт Bunstein-Sockelputz - декоративную мозаичную штукатурку, позволяющую легко изменить внешний вид дома, сделав его дизайн уникальным.

Удачное покрытие для коммерческих объектов

10:00 09.09.2013

Удачное покрытие для коммерческих объектов

Для коммерческих объектов хорошим решением напольного покрытия является керамогранит. Компания VitrA выпускает большой ассортимент керамогранита нестандартного формата – 45х90 см, 60х120 см, 75х75 см, 75х150 см.

все новости →




Архив публикаций

2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009 

Выпуски:

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33 
Состояние дорожного хозяйства в РФ

     Огромная площадь территории России обусловливает значимость эффективного транспортного сообщения для сохранения территориальной целостности. Состояние дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры должно в полном объеме обеспечивать потребности экономики страны. 

     Классификация дорог

     Федеральный закон №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года устанавливает новые принципы классификации российских автомобильных дорог. В частности, автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, подразделяются на:

      1) автомобильные дороги федерального значения;

      2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

      3) автомобильные дороги местного значения;

      4) частные автомобильные дороги.

     Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

     К автомобильным дорогам необщего пользования относятся: автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

     Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

     К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

     Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, список которых утверждается, как правило, Правительством РФ, являются автомобильные дороги:

      1) соединяющие столицу Российской Федерации со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

      2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

     Также автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

      1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

      2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

      3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

     Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

     Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

     Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

     К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

     Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

     В отличие от других видов дорог, автомагистрали не предназначены для обслуживания прилегающих территорий. Автомагистрали на всей протяженности имеют несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения. Как правило, этот тип дорог не предусматривает одноуровневое пересечение с другими автомобильными дорогами или с железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками. Доступ на эти автомагистрали возможен только через пересечения с автомобильными дорогами, расположенные на другом уровне и не чаще, чем через 5 километров. Другой особенностью данного типа дорог является запрет на остановки и стоянки транспортных средств на проезжей части. Автомагистрали должны быть оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

     Скоростные автомобильные дороги отличаются от магистралей тем, что доступ к ним возможен через транспортные развязки или регулируемые перекрестки. На проезжей части скоростных дорог также запрещены остановки и стоянки транспортных средств.

     Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального населенного пункта до конечного или до Государственной границы Российской Федерации. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси. Для автомобильных дорог, которые начинаются в Москве, за условную начальную точку и условную конечную точку отсчета протяженности дороги принимается знак нулевого километра автомобильных дорог, установленный в Москве. Для автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты, за условную начальную и конечную точку отсчета принимаются обособленные подразделения организаций почтовой связи, здание органа государственной власти или органа местного самоуправления или другие расположенные в центре населенного пункта здание или сооружение. Пересечение автомобильных дорог считается условной начальной или конечной точкой отсчета для автомобильных дорог, соединяющих между собой другие автомобильные дороги или примыкающей к ним. Границы географических, исторических и других объектов, согласно федеральному Закону №257-ФЗ, являются условной точкой отсчета для автомобильных дорог общего пользования, соединяющих эти объекты.

     Следует отметить, что до 2007 г. в России более 540 тыс. км автомобильных дорог не включены в общероссийскую дорожную сеть, но фактически выполняют функции автомобильных дорог общего пользования. В связи с введением в действие федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» это упущение исправлено и к автомобильным дорогам общего пользования отнесены муниципальные дороги. В целом протяженность муниципальных автомобильных дорог составила около 517 тыс. км в 2007 году.

     Несмотря на то, что федеральные автомобильные дороги составляют лишь 7,8% от общей протяженности сети автомобильных дорог общего пользования, на них приходится до 50% интенсивности движения. Твердое покрытие, по данным отдела аналитики Информационного агентства INFOLine, имеют более 546 тыс. км автомобильных дорог, остальные 54 тыс. км представляют собой грунтовые дороги.

     Также выделяется два основных вида дорог по составу асфальта:

* асфальт (или всевозможные смеси на его основе) на относительно тонкой бетонной подушке;

* асфальт на подушке из двух слоёв: нижняя – песчаная (песок речной и крупный), верхняя – щебёночная.

     Первый вид дорог подразумевает текущий ремонт раз в 5-6 лет и плановый капитальный раз в 30 лет. Текущий – частичное обновление асфальтового покрытия, капитальный – полное обновление, в ходе которого диагностируется и при необходимости корректируется бетонная основа. Этот вид дорог считается более дорогим.

     По данным Росавтодора, сроки службы без текущего ремонта составляют 7-8 лет, без капитального – 14-15 лет. Следует, однако, учитывать, что диагностика и коррекция песочной и щебёночной прослоек крайне трудоёмка, затратна и применяется только в исключительных случаях, как правило, по факту провала.

     Европейские дороги создаются на бетонной основе, российские, в основном, на песке. При этом, по разным данным, от 30% до 90% российских дорог не отвечают транспортным нормам.

     Протяженность и плотность дорог

     Для Российской Федерации характерна низкая плотность автомобильных дорог, которая составляет:

   * 67 км на 1000 км2 площади территории страны;

   * 8 км на 1000 жителей.

     В то же время плотность автомобильных дорог на 1000 км площади территории страны составляет во Франции и Германии 1800-1830 км, в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Индии – 1070-1175 км, США – 670 км, то есть в 10-25 раз больше по сравнению с Российской Федерацией. В России протяженность дорог с твердым покрытием 1000 км территории в 20 раз ниже, чем в Европе, и в 10 раз – чем в Канаде. По значению плотности автодорог на 1000 жителей Россия в 2-3 раза уступает США, Франции, Швеции, Финляндии и другим странам.

     По данным Росавтодора, общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и местного значения Российской Федерации (то есть дорог, находящихся в государственной собственности) в новой классификации на 2006 год оценивается в 1145 тыс. км.

     В 2007 году протяжённость дорог общего пользования в новой классификации в России составила по данным Росстата 746 тыс.км. Из них, с твёрдым покрытием – 623 тыс.км. По территории Российской Федерации проходят 34 автодорожных маршрута европейской и азиатской сети международных автомобильных дорог общей протяженностью 32 тыс. км.

     Протяжённость федеральных дорог на начало 2008 года составила 48,8 тыс. километров, это менее 5% от общей протяжённости дорожной сети страны, при этом на федеральные дороги пришлось более 40 процентов всех пассажирских и грузовых перевозок. К концу 2008 г. было построено около 350 км новых дорог и отремонтировано 5 000 имеющихся дорог. Протяженность сети автодорог общего пользования прирастает медленно: в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» к 2010 году плотность дорог на 1000 жителей практически останется на уровне 2006 года. В то же время уровень автомобилизации страны вырастет в полтора раза.



     Рис. 1. Протяжённость автомобильных дорог общего и необщего пользования в новой классификации, 2002-2007 гг. (тыс. км).
     Источник. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат).



     Рис. 2. Распределение автомобильных дорог общего пользования федерального значения по категориям в 2007 г.
     Источник. Росавтодор.

     Дорога 1 категории – автомобильная дорога с интенсивностью движения более 7000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 150 км/час, усовершенствованным капитальным покрытием, числом полос движения – 4 и более.

     Дорога 2 категории – автомобильная дорога с интенсивностью движения 3000-7000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 120 км/ч, усовершенствованным капитальным покрытием, числом полос движения – 2.

     Дорога 3 категории – автомобильная дорога с интенсивностью движения 1000-3000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 100 км/ч, усовершенствованным облегчённым покрытием, числом полос движения – 2.

     Дорога 4 категории – автомобильная дорога с интенсивностью движения 200-1000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 80 км/ч, усовершенствованным облегчённым или переходным покрытием, числом полос движения – 2.

     Дорога 5 категории – автомобильная дорога с интенсивностью движения менее 200 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 60 км/ч, переходным или низшим покрытием, числом полос движения – 1.

     Общее состояние территориальной дорожной сети России, по данным Росавтодора, характеризуется следующими негативными моментами:

      – протяженность участков территориальных дорог, не соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, составляет более 76% от общей протяженности сети;

      – отсутствие подъездов с твердым покрытием к малым сельским населенным пунктам обусловливает дополнительные затраты на перевозки по грунтовым дорогам, которые в 3-4 раза выше, чем по дорогам с более качественным покрытием – протяженность грунтовых дорог составляет около 220 тыс. км, движение по этим дорогам затруднено в осенне-весенний период, что вызывает значительные потери у сельскохозяйственных предприятий;

      – около 50 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием, что приводит к стагнации производства и оттоку населения.

     Финансирование дорожного строительства

     Что касается систем финансирования автомобильных дорог, используемых в зарубежных странах, то существующий опыт финансирования дорожного хозяйства может быть проиллюстрирован на примере стран, разделенных на три группы:

     К первой группе относятся наиболее развитые страны с высокими показателями ВВП на душу населения и индекса человеческого развития: страны Северной Америки (США и Канада), страны Европы (Германия, Финляндия, Франция, Швеция, Норвегия), а также одна азиатская страна – Япония. Во вторую группу входят Польша, а также бывшие страны Советского Союза, имеющие общую границу с Российской Федерацией: Эстония, Литва, Латвия и Республика Беларусь. Третью группу представляют Китай и Южная Корея как страны с наиболее высокими темпами экономического развития и дорожного строительства в последнее десятилетие.

     Объем инвестиций в строительство новых и содержание существующих дорог в России составляет менее 2% ВВП при среднем уровне этого показателя в развитых странах 3-5%. В результате доля транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции в России значительно превышает показатели США и стран Западной Европы.

     В 2008 г. на дорожную отрасль из федерального бюджета было выделено 144,3 млрд. руб., межбюджетные трансферты в этой сумме составили 25,5%, из региональных средств – 119,4 млрд. руб. В 2009 г. эти суммы должны составить соответственно 156,9 млрд. руб. и 126,0 млрд. руб. Трансферты останутся на уровне 25,5% от суммы федеральных поступлений. Более подробно эти данные представлены на рисунке 3.



     Рис. 3. Общее финансирование дорожной отрасли из различных уровней бюджета РФ в 2005-2010 гг. (млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)
     Источник. ABARUS Market Research по данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат).

     Капитальные вложения в дорожную отрасль в 2008 г. составили 92,69 млрд. руб. из федерального бюджета и 36,8 млрд. руб. – из региональных бюджетов, в 2009 г. – 100,76 и 38,99 млрд. руб. соответственно.



     Рис. 4.  Капитальные вложения в дорожную отрасль из различных источников, 2005-2010 гг. (млрд. рублей, в ценах соответствующих лет)
     Источник. ABARUS Market Research по данным Федеральной Службы Государственной Статистики РФ (Росстат).

     В соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», на 2008 г. было предусмотрено финансирование подпрограммы «Автомобильные дороги» в размере 118,2 млрд. руб. Большая часть средств была направлена в ФГУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Центральном регионе России Федерального дорожного агентства» г. Москва, основной проект которого – реконструкция дороги М-4 «Дон»; ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода г. Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» г. Санкт-Петербург и ФГУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» г. Хабаровск на строительство автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск.

     В 2009 г. на строительство и реконструкцию федеральных дорог планировалось выделить 174,14 млрд. руб., большая часть которых по-прежнему будет направлена в ФГУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Центральном регионе России Федерального дорожного агентства» г. Москва, ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода г. Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» г. Санкт-Петербург, а также на строительство и реконструкцию автомобильной дороги М-27 Джубга – Сочи до границы с Грузией (на Тбилиси, Баку).

     Финансирование региональных дорог в 2008 г. составило в итоге 145,5 млрд. руб. В 2009 г. данная сумма составит 108,76.

     В целом на 2008-2009 гг. запланировано большое количество строительных и реконструкционных работ в дорожном хозяйстве страны (в том числе и строительство платных дорог). Большая часть всех проектов приходится на северо-западный, Центральный и Южный федеральные округа.

     Крупнейшие стройки

     Одной из самых заметных дорожных строек в стране является строительство ЦКАД («четвертое кольцо» вокруг Москвы), которая пройдет по городам Московской области, разгрузит радиальные выходы из Москвы и уличную сеть города от движения большегрузного и транзитного транспорта. Общая протяженность дороги, которая будет эксплуатироваться на платной основе, составит 522 км. Правительство РФ утвердило финансирование из Инвестфонда разработки проектной документации для реализации инвестиционного проекта ЦКАД в размере 8 млрд. 863,9 млн. рублей. В 2009 году должны быть завершены проектные работы. Дорога должна быть построена к 2012 году.

     Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва–Минск (соединительная автомобильная магистраль от Московской кольцевой автомобильной дороги в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей) протяженностью 19,5 км позволит решить транспортные проблемы в западной части Московской области и увеличит грузопоток со странами Европы. Срок реализации – 2007-2009 гг.

     Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга общей протяженностью 120,2 км. Магистраль обеспечит вывод транзитного движения автотранспорта из центра города, позволит сократить время доставки грузов и нахождения пассажиров в пути, а также повысить безопасность дорожного движения и улучшить экологическую обстановку в историческом центре города. Кроме того, за счет строительства нового вантового мостового перехода через р. Неву будет обеспечена непрерывная связь между районами города. Окончание срока строительства запланировано на 2010 год.

     Строительство платной дороги Абинск-Кабардинка. Проектируемая автомобильная дорога Краснодар–Абинск–Кабардинка примыкает к магистрали М-4 «Дон» и является ее дублером. Ввод в эксплуатацию дороги сократит протяженность федеральной автомагистрали М-4 «Дон» на участке Краснодар – Новороссийск на 53 км, а также перенесет транзитное движение, проходящее по уличной сети городов, за пределы городской черты.

     Реконструкция автомобильной дороги М-4 «Дон», которая соединяет центральные регионы России с регионами Северного Кавказа и выходит к Черному морю. На общем протяжении автомагистрали М-4 «Дон» уже построено и реконструировано 677,6 км, подлежит реконструкции и строительству еще 844,9 км дороги, в том числе 2008 году – 49,2 км и 25 236 погонных метров искусственных сооружений. За 2008-2009 гг. предстоит привести дорогу в нормативное состояние, сделать её четырёхполосной с барьерными ограждениями, оборудовать вертолётными площадками, разместить посты спасательной службы. Реализация проекта позволит создать в Московской и Липецкой областях современную дорожную инфраструктуру, интегрированную в международный транспортный коридор «Север-Юг», а также повысить безопасность дорожного движения.

     Нечто общее

     Прогнозируемый рост количества транспортных средств и увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведет к повышению интенсивности движения на автодорогах (в 2-2,5 раза по сравнению с 2005 г. на 1 км), что потребует модернизации и развития дорожной сети.

     С учетом решения задач социально-экономического развития регионов России общая протяженность дорог регионального и местного значения должна составить к 2026 г. около 1,1 млн. км.

     Суммарная протяженность автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации, исходя из потребностей экономического развития страны, должна составить к 2026 г. – 1200 тыс. км.

     Помимо автомобильных дорог общего пользования, протяженность сети частных и ведомственных дорог должна достигнуть к 2026 г. 300 тыс. км. Таким образом, общая протяженность сети автомобильных дорог общего и необщего пользования в Российской Федерации составит к 2026 г. 1500 тыс. км.

     По оценкам Министерства транспорта, численность парка грузовых автомобилей в России к 2010 г. по сравнению с 2000 г. возрастет на 25%, автобусов – на 12%, легковых автомобилей – на 55-60%, в то время как протяженность дорожной сети – не более чем на 2%.

     Дорожное строительство до кризиса относилось к растущему сегменту экономики и отдача от инвестиций была еще достаточно высока. Однако развитие данной отрасли определяется главным образом государственной политикой, поскольку больший объем финансирования обеспечивает федеральный бюджет. Заинтересованность государства в строительстве дорог в России помимо всего прочего можно объяснить возможностью влиять на общую конъюнктуру. Дальнейшему развитию дорожного строительства будет способствовать создание государственной компании, которой в доверительное владение будут переданы некоторые федеральные дороги и право привлекать инвесторов, что создаст дополнительные стимулы для активной конкурентной борьбы, в том числе между иностранными компаниями.

     Серьезным ограничивающим фактором для российских инвесторов на ближайший год станет сложная процедура получения кредита и высокие процентные ставки. Кроме того, расходы на дорожное хозяйство в 2009 г. все-таки будут сокращены. При этом поддержание дорожного строительства в кризисный период, по мнению правительства, позволит создать дополнительные рабочие места, что разрешит до некоторый степени проблему безработицы в стране.

     Что касается частных инвестиций, большинство компаний в декабре 2008 г. заявили, что не собираются сокращать свое участие в государственно-частных проектах. Однако в начале 2009 г. часть инвесторов оказались не готовы подтвердить свои обязанности. Другие участники проектов согласны продолжать сотрудничество при условии, что банки согласятся обеспечить их кредитами. В случае отказа строительство объектов совместного инвестирования придется осуществлять за счет федерального бюджета либо приостановить. Подтверждение в участии проектов пока получены только от победителей конкурсов по первым платным дорогам.