Новости

Новые возможности для оформления фасада

11:15 12.09.2013

Новые возможности для оформления фасада

Компания Caparol начала поставлять новый продукт Bunstein-Sockelputz - декоративную мозаичную штукатурку, позволяющую легко изменить внешний вид дома, сделав его дизайн уникальным.

Удачное покрытие для коммерческих объектов

10:00 09.09.2013

Удачное покрытие для коммерческих объектов

Для коммерческих объектов хорошим решением напольного покрытия является керамогранит. Компания VitrA выпускает большой ассортимент керамогранита нестандартного формата – 45х90 см, 60х120 см, 75х75 см, 75х150 см.

все новости →

Архив публикаций

2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009 

Выпуски:

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33 
Обзор российского рынка ванн. Смягчение материалов

Впервые тему ванн на страницах газеты «Стройка» мы затронули ровно год назад – в мае 2008 года. Снижение доли чугунных и стальных ванн на рынке стало заметно уже тогда, и мы прогнозировали дальнейшее ее снижение в пользу более современных акриловых. Однако наш прогноз никак не был связан с кризисными явлениями, поскольку на тот момент серьезных экономических потрясений еще не ожидалось. Что произошло за год и как повлиял кризис на рынок ванн в целом и на его отдельные сегменты – сегодня мы затронем именно эти вопросы.

Чугунные ванны

Динамика отечественного производства чугунных ванн и до кризиса не отличалась положительными показателями. Наиболее выдающимся годом в этом отношении был 2003 г., когда российские предприятия совместно произвели 598 тыс. ванн. Объем выпуска как чугунных, так и стальных ванн до 2003 года увеличивался в связи с активизацией строительной промышленности в стране.

Однако запросы населения на современные ванны меняются: вместо стандартных форм потребителю хочется видеть более гладкие и витиеватые контуры, с более удобными потребительскими качествами. Поэтому после 2003 года в производстве металлических ванн наметилась заметная стагнация, которую кризис 2008 года только усугубил.

Основными производителями чугунных ванн в России являются три предприятия: Кировский завод, завод «Универсал» и компания «Телиэм».

Импорт чугунных ванн

Объем импорта чугунных ванн до 2006 года увеличивался заметными темпами, однако начиная с 2007 года импорт начал довольно резко падать.

В основном импорт чугунных ванн идет из Китая. Причем если в 2002 году доля ки порта составляла всего 9%, то в 2008 году это уже 71%. Доля более дорогих и качественных испанских и французских ванн на фоне китайской экспансии постоянно уменьшается.

И если для иностранных компаний, предлагающих товар высокого качества, китайская продукция не является конкурентной, то для российских производителей это серьезная проблема.

На российском рынке качественные чугунные ванны представлены, в основном, тремя европейскими производителями: Jacob Delafon, Roca (Испания), Porcher (Франция) и Odoksan. Есть в продаже и итальянские – Italbath К.&О. Десять лет назад иностранных фирм на российском рынке чугунных ванн было больше. Сокращение числа производителей связано с общим сокращением рынка чугунных ванн в пользу акриловых.

Отдельно надо сказать о чугунных эмалированных ваннах производства Турции. Они изготавливаются из неплохого чугуна, но контроль качества зачастую невысок и можно приобрести ванну с внутренними трещинами. Также для турецких чугунных ванн характерна нестабильность эмали. И еще одна неприятная особенность – плохая упаковка, результатом чего становится большое количество брака при транспортировке.

Что касается экспорта, то он снижается. Если в 2002 году за рубеж ушло около 33 тыс. чугунных ванн, то в 2008 году – не более 11 тыс. шт.

Рынок чугунных ванн

В целом динамика данного сегмента (чугунные ванны) может быть охарактеризована как стабильная. Негативных красок добавил 2008 год, но если бы не кризисные проявления, скорее всего, динамика еще дол гое время сохранялась бы на достигнутом в последнее время уровне – 550-580 тыс.шт. А так объем снизился примерно на 16% до 500 тыс.шт.

Доля импорта на рынке чугунных ванн растет на фоне сокращения производства немногочисленных российских заводов. Кировский завод и завод «Универсал» все еще остаются лидерами этого сегмента рынка, однако главным их конкурентом теперь является китайский товар. Зато компания «Телиэм» стремительно теряет позиции, что является демонстрацией того факта, что на стагнирующих рынках выживают только крупнейшие компании.

Производство стальных ванн в России

Динамика отечественного производства стальных ванн практически идентична по характеру сегменту чугунных ванн, причем, возможно, даже с большими отрицательными моментами. Скорее всего, 2006 год стал последним пиковым годом для отечественного производства.

В отрасли действуют всего два производителя. Лидеру пришлось в 2008 году пережить практически двукратное падение. В результате чего общий объем выпуска снизился на 30%.

Импорт и экспорт стальных ванн

Российские производители все больше отправляют стальные ванны на экспорт, в основном, в страны СНГ. Отечественные стальные ванны и производятся в большем количестве, чем чугунные, и экспортируются активнее. В 2002 году было вывезено около
9 тыс. штук стальных ванн, а к 2008 году эта цифра выросла до 80 тыс. шт.

Стальные эмалированные ванны прочны, легки, существенно дешевле, и потому привлекательны. Они активно импортировались в Россию до 2006 года, после чего произошло некоторое торможение.

В структурной динамике импорта стальных ванн видна лишь тенденция увеличения доли Словакии и уменьшение доли Испании в общем объеме импорта.

Среди иностранных производителей стальных ванн выделяют Карагандинский завод (Казахстан), Липецкий трубный завод (Россия), Estap (Словакия), торговые марки из Германии (Kaldewei), Франции (Jacob Delafon, Porcher), Испании (Roca), Италии (Ariston).

Рынок стальных ванн

Объем рынка стальных ванн почти на 200 тыс. штук больше рынка чугунных — его объем составил 860 тыс. шт. в 2007 году и 690 тыс. шт. в 2008 г.

В целом на результаты рынка 2008 года повлиял спад отечественного производства. Импорт снизился незначительно. Именно поэтому импортная продукция стала еще больше доминировать на рынке. Среди импортных поставщиков доми нируют европейские марки. Китайское производство также присутствует, но не в таком значительном количестве, как в сегменте чугунных ванн. Также из импортеров следует выделить карагандинский завод ООО «Сантехпром» (Казахстан), который наращивает поставки в Россию стремительными темпами. Другие зарубежные компании, особенно европейские, чувствуют себя на российском рынке также уверенно.

Производство акриловых ванн в России

Популярность акриловых ванн довольно высока и она небезосновательна. Особенности материала открывают большие возможности дизайнерам по изготовлению различных конфигураций во всевозможной цветовой гамме. Российский потребитель давно оценил эти возможности, поэтому сегмент акриловых ванн растет весьма активно.

Ведущими российскими производителями акриловых ванн являются: Bath Acrylic System, Радомир, «Акрилан», «Ланивер», «Акватика», Aessel, Doctor Jet, «Тритон», Aquaform, «Аква», «Термолюкс». Отечественные торговые марки хорошо известны на рынке, возможно, даже в большей степени, чем импортные.

Информационное наполнение отчета данными о производстве акриловых ванн в России осложняется закрытостью компаний, а также расхождениями данных в зависимости от года. В частности, компания «Радомир» дает о себе столь высокие данные по производству в 2008 году, что они вызывают сомнение у экспертов.

По консолидированным данным компаний уровень производства даже в 2008 кризисном году существенно превысил показатели предыдущего периода. Ориентировочный объем производства акриловых ванн в 2006 году составил 40,5 тыс. ванн, в 2007 г. – 51,5 тыс., а в 2008 г. – 61,5 тыс.

Диапазон цен на акриловые ванны очень широк, и на российском рынке представлено гораздо больше компаний, выпускающих данный вид продукции, чем тех, что действуют в разряде стальных или чугунных изделий. В России акриловые модели сейчас предлагают все крупнейшие мировые производители: Albatros Guzzini, Teuco, Jakuzzi (Италия), Galatea, Bamberger, Duscholux, Hoesch, Villeroy & Boch (Германия), Balteco (Эстония), Pamos (Австрия), Doctor Jet, Akrilan (Россия), Pool-Spa (фабрика принадлежит испанской Roca), а также фирмы Svedbergs, IDO, международный концерн Ideal Standart и др. Ванны от Sanitec стоят около 250 долл.; изделия отечественных компаний «Акватика», Akrilan и «Проморесурс XXI» – 250-400 долл., несколько дороже модели от Doctor Jet – от 500 долл. К эконом-классу можно отнести продукцию немецкой фирмы Ideal Standart и австрийской Pamos стоимостью порядка 400-500 $. Цены на ванны фабрик Albatros (Италия) и Villeroy & Boch (Германия) колеблются в зависимости
от категории (класса) изделий от 700 до
2500 долл.1

Импорт акриловых ванн

Объемы производства отечественными компаниями позволяют экспортировать акриловые ванны за рубеж примерно с 2002 года. В 2004-2005 гг. эти объемы достигли уровня примерно 200 штук в год. К 2008 году экспорт увеличился до 600 штук. Продукция идет, в основном, в страны ближнего зарубежья.

Несмотря на значительное количество отечественных производителей и достаточно высокое качество их продукции при средних ценах, импортные ванны пользуются большим спросом, что можно наблюдать по динамике импорта акриловых ванн, представленной на рис. 9.

Однако значительная часть прироста импорта приходится не на качественные евро пейские марки, а продукцию из Китая. Корее всего, если бы не китайская активность, то объемы импорта в 2008 году продемонстрировали бы падение. В настоящее время на импорт из этой страны приходится около 60% (общий перечень сантехнической продукции из акрила дает китайскому импорту и вовсе 90%, см. диаграмму ниже).

Для того чтобы увидеть, насколько стремительна китайская экспансия, достаточно сказать, что в 2002 году объем продукции из Китая составлял всего 9%.

Рынок акриловых ванн

В 2008 году выросло как производство, так и импорт акриловых ванн. Следует вспомнить, что объем рынка чугунных и стальных ванн в 2008 году претерпел серьезный спад с 2006-2007 годом.

Объем рынка акриловых ванн до 2005 года предположительно развивался со средним темпом прироста 15-20% в год, однако в 2006 и 2007 годах наблюдается значительное увеличение объемов рынка, в равной степени благодаря увеличению выпуска
акриловых ванн российскими предприятиями, а также значительному приросту объемов импорта ванн.

В результате в 2007 г. в России было продано ориентировочно 100-110 тыс. акриловых ванн, включая гидромассажные. В 2008 году объем рынка вырос до 120-130 тыс. ванн. Доля импортной продукции была самой низкой в 2006 году – менее 50% (в 2004 году – около 65%). К 2008 году доля импорта снова подросла – около 55-57% новых акриловых ванн на рынке являются зарубежными.

Таким образом, на 61 000 российских ванн в 2008 году пришлось 75 000 импортных. А в 2007 эти сегменты равнялись, соответственно, 49 000 и 59 000 ванн. Еще раз повторимся, что количественная оценка продаж акриловых ванн приблизительная.

Рынок акриловых ванн развивается высокими тепами, причем доля собственного производства, хоть и медленно, но увеличивается в структуре рынка, что не может не говорить о том, что российские предприятия увеличивают свой выпуск и их продукция по качеству и цене едва ли уступает зарубежным представителям.

На отечественном рынке акриловые ванны в большинстве своем представлены в сегменте гидромассажных ванн.

Тенденции и прогнозы

Специалисты ABARUS Market Research полагают, что кризис наихудшим образом скажется на рынке чугунных ванн. Стальные ванны, как самый весомый сегмент рынка, с большой долей вероятности, восстановятся быстрее. В условиях стагнации строительного рынка стальные ванны станут вытеснять чугунные в секторе госзаказа, как более дешевые и удобные для транспортировки.

Перспективы акриловых ванн в ближайшие годы наиболее радужные, однако темпы восстановления будут умеренными, и не исключено, что в текущем году сегмент акриловых ванн ожидает спад, так как в 2008 году их было произведено достаточно для того, чтобы обеспечить часть спроса в текущем году.

Таким образом, можно сделать вывод, что начавшаяся в 2004-2005 годах тенденция в условиях кризиса стала усиливаться. Сегмент чугунных ванн (и в некоторой степени это касается сегмента стальных ванн) в настоящее время претерпевает серьезное давление со стороны более модного и податливого материала – акрила. Уже в предкризисные годы российский рынок начал следовать европейским тенденциям. Связано это в первую очередь с тем, что современный потребитель все в большей степени начинает ценить в продукте эстетические и дизайнерские характеристики – и акриловые ванны способны удовлетворить эти потребности наилучшим образом. А такой часто упоминаемый недостаток акриловых ванн, как меньшая долговечность по сравнению, например, с чугунными, не играет существенной роли, так как сейчас трудно представить себе покупателя, приобретающего ванну «на века». Современный россиянин, согласно последним социологическим опросам, может позволить себе капитальный ремонт квартиры и смену ванны по меньшей мере раз в 8–10 лет, а стандартный срок службы акриловой ванны как раз укладывается в эти интервалы.

При этом одним из самых интересных вопросов является поиск нижней границы «уплотнения» сегмента металлических ванн. На рис. 11 мы видим, что совокупная доля металлических ванн уменьшилась до 90%. Казалось бы, потери не так уж и велики. Однако темпы «отступления» под натиском акрила составляют примерно 3-4% ежегодно. Если так будет продолжаться и дальше, то к 2012 году доля металлических ванн сократится до 75-80%.

Поэтому налицо факт уменьшения чугуна и стали в российских ванных комнатах. Нельзя забывать и о том, что рынок сантехники расширяется в том числе и за счет роста популярности таких неметаллических изделий, как душевые кабины.